Фуговальный станок по дереву из рубанка своими руками

Фуговальный станок по дереву из рубанка своими руками
 
  • Глава 1 ДРЕВЕСИНА – ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ
  • 1. Строение и физические свойства древесины
  • 2. Отличительные особенности и применение древесных пород
  • 3. Отбор древесины для столярных работ
  • 4. Хранение древесных материалов
  • Глава 2 ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
  • 1. Рабочее место столяра
  • 2. Основы резания древесины
  • 3. Разметка
  • 4. Теска древесины
  • 5. Пиление древесины
  • 6. Строгание древесины
  • 7. Долбление, резание стамеской и сверление древесины
  • Глава 3 СТОЛЯРНЫЕ И ПЛОТНИЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
  • 1. Плотничные соединения
  • 2. Столярные соединения
  • 3. Шиповые соединения столярных изделий
  • 4. Выработка шипов и проушин
  • 5. Соединения элементов на нагелях, гвоздях, шурупах
  • 6. Склеивание древесины
  • Глава 4 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАСТЯХ ЗДАНИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • 1. Сведения о частях зданий и их конструктивных элементах
  • 2. Виды столярных, плотничных и паркетных работ, выполняемых на строительстве
  • 3. Техническая документация на производство строительных работ
  • Глава 5 КОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ СТОЛЯРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
  • 1. Виды, назначение и способы изготовления опалубки и инвентарных лесов
  • 2. Конструкции и технология производства элементов деревянных домов заводского изготовления
  • 3. Деревянные перекрытия
  • 4. Изготовление элементов крыши
  • 5. Оконные блоки
  • 6. Дверные блоки
  • 7. Встроенная мебель
  • 8. Столярные перегородки, панели, тамбуры
  • 9. Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства
  • Глава 6 ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ СТАНКИ
  • 1. Общие сведения
  • 2. Круглопильные станки
  • 3. Продольно-фрезерные станки
  • 4. Фрезерные станки
  • 5. Шипорезные станки
  • 6. Сверлильно-пазовальные и цепно-долбежные станки
  • 7. Комбинированные станки
  • Глава 7 ОХРАНА ТРУДА, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ НА ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
  • 1. Охрана труда
  • 2. Основы производственной санитарии
  • 3. Общие правила техники безопасности, оградительная техника
  • 4. Электробезопасность
  • 5. Пожарная безопасность

Раздел первый

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Глава 1

ДРЕВЕСИНА – ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ

1. Строение и физические свойства древесины

Строение древесины. На поперечном разрезе ствола дерева можно видеть сердцевину, кору и древесину с годичными слоями.

Чтобы получить более полное представление о строении древесины, рассматривают три главных разреза ствола – поперечный, радиальный и тангентальный (рис. 1), на которых видны годичные слои. На поперечном разрезе эти слои имеют вид концентрических окружностей, на радиальном – продольных полос, на танген-тальном – извилистых конусообразных линий.

На поперечном разрезе ствола различаются светлые, блестящие, направленные от сердцевины к коре линии – сердцевинные лучи. У одних пород они ярко выражены (дуб, бук), у других – чуть заметны (сосна, липа и др.). В мозаичных работах особенно ценятся породы с ярко выраженными сердцевинными лучами. На радиальном разрезе сердцевинные лучи имеют вид ленточек разной длины, на тангентальном – узких коротких черточек.

Рис. 1. Основные разрезы ствола дерева: 1 – поперечный; 2 – радиальный; 3 – тангентальный

У каждой породы на разрезах ствола наблюдается характерный рисунок, который принято называть текстурой. Он образуется при перерезании волокон годичных слоев и сердцевинных лучей. У древесных пород различают тринадцать основных видов текстур. Текстура зависит прежде всего от характера годичных колец, наличия сердцевинных лучей и строения волокон. Большое влияние на текстурный рисунок оказывает красящий пигмент, а также разница в цвете ранней и поздней древесины. Особенно это заметно на тангентальном разрезе. Выразительность текстуры зависит от ширины годичных колец (ярко проявляется у каштана, белой акации, тополя). Иногда разница в ширине годичных колец сочетается с их своеобразным волнистым строением.

Древесина лесных пород окрашена обычно в светлый цвет. У одних из них (граб, береза, ольха) этот цвет распространяется на всю толщину ствола, а у других (дуб, лиственница, сосна) центральная часть темная. Темно-окрашенную часть ствола называют ядром, светлую – заболонью. Породы с ярко выраженным ядром являются ядровыми, остальные – забеленными. Ядро образуется за счет отмирания клеток древесины, отложения дубильных, красящих веществ и смолы (у хвойных пород). Молодые деревья ядра не имеют. Переход от заболони к ядру может быть резким или плавным. Это очень важная для древесины характеристика, так как именно она является решающим фактором при выборе материала для облицовочных и мозаичных работ.

На поперечном разрезе лиственных пород видны сосуды для подвода питательных веществ. Эти сосуды бывают в основном в древесине годичных слоев. Если они образуют сплошные кольца, то породы называют кольцесосудистыми, если же они равномерно распределены по всей ширине годичного слоя, то породы носят название рассеянносо-судистых. К кольцесосудистым относятся дуб, ясень, ильм, вяз, карагач и др., к рассеяннососудистым – граб, клен обыкновенный, береза, грецкий орех, груша, чинара (платан), самшит, липа, ольха, осина и др. На радиальном и тангентальном разрезах сосуды имеют вид продольных бороздок.

Дефекты древесины. На красоту текстурного рисунка влияют не только способы распиливания древесины, но и отклонения от строения и развития ствола. Наиболее характерными местами с неправильным расположением волокон являются различные развилки, прикорневая часть ствола, наросты на стволах – капы и наплывы. К дефектам древесины относятся также нарушения в самой ее структуре, выражающиеся в грибных поражениях клетчатки ствола. Это вызывает изменение цвета и некоторых других свойств, влияющих на текстурный рисунок. Такие отклонения в строении древесины имеют большую ценность для мозаичных работ.

Цели применения древесины определяют значение того или иного дефекта.

Наиболее ценные узоры получаются из капов орехового дерева, карельской березы, тополя, ясеня, черешни, березы обыкновенной, клена, груши и др. Рисунок «птичий глаз» образуется за счет нераспустившихся почек у маньчжурского ясеня, белого клена, карельской березы. Особенно красивой текстура капов бывает при тангентальном разрезе. Не нужно забывать, что текстура ценится лишь в случае прозрачной отделки.

Обычные сучки снижают ценность конструктивных элементов, которые идут под прозрачную отделку. Не рекомендуется в несущи элементах конструкции применять невысушенную древесину с сучками, так как высохнув, сучок теряет связь с основой и ослабляет конструкцию. В таких случаях сучки высверливают и в отверстия вставляют на клею сухие заглушки. В мозаичных работах сучки выступают в качестве изобразительного элемента для наборного сюжета.

Свилеватость – это волнистое размещение волокон, особенно в прикорневой части дерева. Чаще всего свилеватость наблюдается у клена, дуба, карельской березы, ореха и др. С этим дефектом древесина трудно поддается обработке, зато при изготовлении строганного шпона она высоко ценится, особенно у ореха, клена. Характерны в этом отношении и наплывы – наросты на прикорневой части ствола.

Косослой – дефект, выражающийся в том, что волокна древесины размещены наискось. Древесина с косослоем не используется для изготовления ручек ударных столярных инструментов, воспринимающих поперечную нагрузку, но это находка мозаиста.

Более редкими дефектами формы ствола являются завиток, смоляной кармашек, крень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др.

Завиток характерен местным искривлением годичных слоев вследствие влияния прорости или сучков ствола. Завитки бывают сквозные и односторонние. Детали, которые должны нести значительную нагрузку, изготовляют из древесины без завитков, снижающих ее прочность. Как и другие дефекты, завиток нашел широкое применение в мозаичных работах.

Смоляные кармашки, крень и засмолок характерны для хвойных пород, особенно для ели.

Прорость – участок дерева, претерпевший механическое повреждение клетчатки. Часто в месте проросшего участка встречаются засмолки и грибные пятна.

Ложное ядро представляет собой дефект, при котором внутренняя часть ствола имеет разную окраску, в основном темно-бурую с темно-зеленым или лилово-фиолетовым оттенком, что очень ценно в мозаичных работах.

Пятнистость выражается в окраске заболони в виде продолговатых прожилок. По цвету они напоминают ядровую ткань древесины. Этот дефект – следствие грибных поражений клетчатки. Располагается он в основном на пограничном слое ядра и заболони.

Внутренняя заболонь характерна для лиственных пород. Ее участки располагаются в ядровой древесине и имеют цвет заболони. Сплошные или прерывистые кольца двойной заболони состоят из мягкой древесины, что способствует впоследствии растрескиванию пиленого материала. Двойная заболонь встречается у дуба, ясеня и некоторых других лиственных пород. Для мозаичных работ этот дефект очень ценен.

В лиственных и хвойных породах иногда встречаются участки, на которых в естественных условиях древесина приобретает другой цвет. Цветовые тона таких участков бывают темнее и светлее основного тона окраски слоев древесины. В лиственных породах получается коричнево-красная окраска, в хвойных – светло-желтая.

Грибным поражениям древесина подвергается в результате воздействия на нее различного рода гнилей. При этом цветовой тон отдельных участков древесины изменяется. Часто грибные болезни поражают древесину на сплавах леса. При определенных условиях (в частности, при температуре внешней среды 15–25 °C и влажности древесины 30–60 %) грибные споры развиваются особенно интенсивно. На первых стадиях своего развития грибные пятна и полосы не снижают качества древесины, а изменяют лишь окраску определенных участков. На породах со светлой древесиной грибные поражения имеют вид продолговатых полос и колец различных оттенков: серого, фиолетового, красно-бурого, красноватого и др. Столяру необходимо научиться отличать здоровую древесину от древесины, пораженной настолько, что ее механические свойства не позволяют использовать ее для определенных видов работ (под нагрузкой, в агрессив


Фуговальный станок по дереву из рубанка своими руками

Похожие записи:



Как сделать радугу гель лаками

Вязание носков на 2 спицах для ребенка для начинающих

Набор вышивки бисером икона скоропослушница
Читать новость Фуговальный станок по дереву из рубанка своими руками фото. Поделитесь новостью Фуговальный станок по дереву из рубанка своими руками с друзьями!