Рассмотрите схемы постэмбрионального развития животных

Рассмотрите схемы постэмбрионального развития животных

Разделы: Биология

Цель:

развивающая: развивать представление об индивидуальном развитии животных организмов;

обучающая:
– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития организмов животных,
– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,
– сформировать представление о причинах различных типов развития;

воспитательная:
– развивать научное мировоззрение,
– экологическое воспитание (взаимосвязь организма с окружающей средой),
– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.

I. Актуализации знаний: Биологический диктант:

1-й вариант. Бластула, органогенез, биохимическая специализации митоз, оплодотворение. 2-й вариант. Гаструляция, биогенетический закон, эмбрион, половое размножение. 3-й вариант. Дробление, дифференциация клеток, закон зародышевого сходства, половое размножение. 4-й вариант. Мезодерма, нейрула, бластомеры, мейоз. 5-й вариант. Морфологическая специализация, органогенез, зигота, бесполое размножение. 6-й вариант. Гаструла, энтодерма, эмбриогенез, зигота.

II. Изучение нового материала:

1. Сообщение темы, цели и задачи урока. (Презентация – Слайд 1)

2. Подготовка к восприятию темы:

– Что такое онтогенез?
– Какие стадии выделяют в онтогенезе?
– Какие способы постэмбрионального развитии вам известны? (Слайд 2–8)

3. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”? (Слайд 9)

Сообщение о методах реализации проблемы: работа по группам – каждая группа разбирает свои вопросы, и результаты сообщаются всему классу.

4. Работа в группах над реализацией проблемы: “Почему в природе сложились два способа развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?” (Слайд 10)

Задания для самостоятельной работы в группах:

Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова – стр. 229, 3 абзац. Рис. 7.9.. Дополнительный материал – рисунок развития саранчи и майского жука (приложение 1 – риc. 1,2).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите, как развивается майский жук.

– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте.
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?

3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?

4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.

5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 2: “ Развитие личиночно-хордовых (на примере асцидии) ”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие асцидии 7.1.стр. 229 – 1 абзац; рис. 7.7

Подготовить ответы на вопросы:

1. Характерные признаки строения личинки асцидий. Какой образ жизни ведет личинка асцидии (характер передвижения)?

2. Характерные признаки строения взрослой асцидии. Какой образ жизни ведет взрослая асцидия?

3. Сделайте вывод: тип развития асцидии, в чем причина такого развития асцидии.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 3: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 229 – 2 абзац и рис. 7.8.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите головастика.

– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?
– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.
– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.

2. Рассмотрите взрослую особь.

– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?
– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.
– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей помогают жить в воде.

3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 4: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.

Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих (приложение 1 – рис. 3–6).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и голубя. Почему птенцы гусей и голубя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.

3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере кролика и зайца. Почему детеныши кролика и зайца так отличаются в своем развитии. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.

4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.

5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.

6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

5. Отчеты групп над реализацией своих проблем:

Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. (Слайд 11–13)

Вывод группы 2: Асцидия имеет непрямое развитие, причина метаморфоза асцидии – смена образа жизни. (Слайд 14–15)

Вывод группы 3: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии. (Слайд 16–17)

Вывод группы 4: Большинство позвоночных имеют прямое развитие.

При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие – признак высокой организации. (Слайд 18–23)

6. Обобщение учителя: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.

Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие. (Слайд 24)

III. Закрепление знаний – выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося – Приложение 2).

IV. Подведение итогов


Рассмотрите схемы постэмбрионального развития животных

Похожие записи:



Как сделать свое фото в стиле пин-ап

Как сделать из глины дом в домашних условиях

Какой подарок представителям эйвон
Читать новость Рассмотрите схемы постэмбрионального развития животных фото. Поделитесь новостью Рассмотрите схемы постэмбрионального развития животных с друзьями!